Статья

Архитектурная мастерская ПРОТОТИП

Классические стили домов — истоки и правила

⌂Главная » Статьи «Как построить дом мечты» » Классические архитектурные стили для частных домов

Содержание (1 части)

  1. Что такое классический стиль в архитектуре?
  2. Что такое стили и как они образуются?
  3. Появление классических стилей в строительстве
  4. Античные храмы
  5. Что такое архитектурный ордер?
  6. Классические декоративные элементы: как сделать правильный фасад?
  7. Как выглядела античная архитектура?
  8. Архитектурные стили Средневековья
  9. Романская архитектура
  10. Готическая архитектура
  11. Архитектура Возрождения
  12. Архитектурный стиль барокко
  13. Архитектурный стиль классицизм
  14. Архитектурный стиль рококо
  15. Архитектурный стиль ампир
  16. Архитектурный стиль историзм — фасады под старину
  17. Классические стили в разных регионах мира
  18. Архитектурный стиль модерн
  19. Окончание классических стилей
  20. Как добиться красивого классического фасада при строительстве своего дома?
Классические архитектурные стили для частных домов

Что такое классический стиль в архитектуре?

Искусство – от слова искусно, в нем одно вытекает из другого. Творчество — это знания, опирающиеся на опыт предыдущих поколений. Невозможно придумать с нуля новую идею, которая займет важное место в истории. Все новые идеи — это переосмысление старого, адаптация к современным технологиям, образу жизни или объединение нескольких идей. Давайте разберем основы архитектуры на примере классических стилей домов и убедимся в изложенных утверждениях, опираясь на историю архитектуры.

Что такое стили и как они образуются?

Архитектурный стиль — это пропорциональные и конструктивные приемы с характерным региональным или этническим декором и элементами фасада. Первична в стилистике соответствующая конструктивная схема, которая зависит от примененных материалов и технологий. Но при одной и той же конструктивной схеме могут быть региональные отличия в соотношениях, подчеркивающих особенности культуры, климата, сейсмичности и экономического состояния общества. Украшение и составляющие фасада второстепенны и сами по себе не определяются в стилистике. Оригинальный декор без должных пропорций приводит к ужасному результату.

Появление классических стилей в строительстве

Античная архитектура — это греческая архитектура, ставшая основой римской, которая распространилась на всю европейскую и азиатскую части Древнего мира. Как следует из определения о стилях, прежде всего, разберемся с конструктивной схемой и технологиями, которые преобладали в регионе. Античная архитектура лучше всего доказывает важность определения. Часто рассказ об античной архитектуре начинают с описания ордеров (колонн) и декора, но совершенно не уделяют внимание появлению конструктивной схемы. Изначально строения были деревянные, и именно дерево стало отправной точкой для архитектурной мысли на последующие несколько тысяч лет!

Античные храмы

Храмы, предшествующие мраморным пантеонам, были значительно меньше и сделаны из бревен и досок. Частокол стволов деревьев, поддерживающих свес кровли, стал прообразом для мраморных колонн, отделки в виде сухариков карниза – по аналогии выпусков деревянных стропил, карнизов – прообразом которых были лобовые доски с узором и росписью. А в качестве декора изначально была роспись и резьба по дереву. Когда уровень жизни поднялся до такого уровня, что для возведения святилищ стали использовать камень, применили привычные приемы из дерева в мраморе с особенностями материала. Так, заметили, что если колонну сделать идеально прямой, она выглядит хуже, чем если она будет сужаться кверху. Для придания мраморной колонне объема необходимо нанести каннелюре вертикальные прорези круглой формы в сечении. Разные ордера имеют разные пропорции сужений и соотношения толщины к высоте.

Что такое архитектурный ордер?

Ордер — это правила пропорций и соотношений для вертикальных и горизонтальных конструктивных и декоративных элементов здания. Ошибочно считать, что ордер — это только вид колонн. Он определяет пропорции целых и частей (членов) как для самого здания, так и для всех элементов через разные модули и соотношение этих модулей. Модуль взят из пропорций человеческого тела, соотношения ступни к росту. Поэтому ордера делятся на мужские, женские и девичий. Древние зодчие выяснили, что пупок — центр человеческого тела, если расставить руки и ноги. Соотношение ступни и руки к высоте человека имеет одни и те же соотношения. Так появился модуль — вычисляемая единица длины, которая берется за основу из остальных составляющих лицевой стороны и пропорций. Используя разные значения модуля, вычисляются любые детали и украшение, что дает иной эффект восприятия: от мужественного до изящного девичьего. В зависимости от цели древние зодчие применяли тот или иной ордер, служивший системой вычисления модуля и его использования.

Какие арматурные ордера бывают?

Всего классических ордеров четыре, позднее появился композитный (составной):

Дорический ордер

Дорический — при царствовании Дора в Аргосе было воздвигнуто святилище Юноны, которое послужило началом других строений в подвластных дорийскому племени территориях. Позднее, чтобы повторить увиденное, попытались найти соразмерности путем изучения мужского тела. Вывели, что соотношение ступни ноги к высоте всего мужского тела — пропорция один к шести. Взяв этот модуль, высоту шесть диаметров, позднее в Риме ордеру добавили мутулы или зубцы в качестве декора.

Ионический ордер

Ионический – название берет от вождя Иона, страну которого назвали Ионией, где возводили храмы, начиная с храма Аполлона Панийского, по принципу дорийских храмов. Не зная правил строительства таких храмов, они взяли пропорции женского тела для придания были изящества. Основание колонны восемь раз к высоте с капителью. Колонна визуально легче, чем дорическая, а капитель имеет симметрично расположенные завитки — волюты. На ней нанесены каннелюры, вертикальные вырезы круглой формы для объема белой мраморной колонне за счет падающих теней в вырезах. Аттический вид ионического ордера появился позже, как логическое развитие ордера. Капитель (верх колонны) украшена валютами, фризом, карнизом и киматием.

Коринфский ордер

Коринфский — основан на девичьей стройности и хрупкости. По преданию гражданка Коринфа, достигнув возраста замужества, заболела и умерла. Над ее могилой уложили в корзину личные вещи и покрыли черепицей для сохранности. Под корзиной пророс корень аканфы и пустил листья и стебли. Под черепицей загнулись в виде оконечностей валют. Искусный мастер бронзового литья Каллимах был поражен увиденным и под впечатлением о трагической истории создал несколько колонн в девичьих пропорциях и декором из обросших листьев. Высота равна двадцати модулям, а диаметр десятой части высоты. Капитель выше остальных и декорирована лепестками: восемь больших и малых валют, загибаются по форме, описанной в предании.

Тосканский ордер

Тосканский — наиболее поздний ордер, не распространен в античном мире, разработан в Риме. Получил свое название от архитектуры Этрусков (Трусков) и был заимствован Римом. Это упрощенный дорический или его поздняя версия. Сама колонна гладкая, массивная (высота равна 7 основаниям или 14 модулям), ⅓ ровная, кверху колонна утончается на ⅕ меньше диаметра основания. Капитель простая и круглая с перехватом в виде выемки, нет мутулов, гладкий фриз и архитрав. У крыши большой свес без карниза и нет фриза, триглифа, метоп и мутул.

Композитный ордер

Композитный (римский составной или сложный) ордер — поздний составной орден, появившийся по всей видимости уже в нашей эре, и впервые использовался в 81г. при строительстве арки Тита. По соразмерности это коринфский ордер, а валюты и другие элементы взяты с ионического. Для помпезности капитель усложнили, добавив к листьям Аканта по углам четыре валюты ионической капители. В дальнейшем этот ордер подвергался изменениям, вплоть до использования скульптур в капители.

Классические декоративные элементы: как сделать правильный фасад?

Эта тема заслуживает отдельной статьи. Мы кратко опишем, из чего состоит колонна. Это не значит, что это все, что использовали в ордерах. Дело в том, что для каждого ордера есть, например, своя дверь — это подробно описано в трудах Витрувия в 1 веке до нашей эры. Колонна может стоять на пьедестале либо стилобате. Нижний декоративный элемент ее называется база. Тело колонны могут называть стволом (отсылка к дереву), но правильно фуст. Пазы или выемки круглой формы называют каннелюры. Верхняя декоративная часть — капитель. В зависимости от ордера на колонну в античной архитектуре опирался антаблемент, состоящий из архитрава, фриза и карниза.

Как выглядела античная архитектура?

Античная архитектура наследовала не только элементы из деревянной, которая с ростом богатства и стремлением создавать все более масштабные строения перешла в каменную, но и традицию обильно расписывать. Да, мы привыкли воспринимать классическую архитектуру в блеске мрамора, но это только из-за утраты красок росписей по мрамору, о которых забыли со временем. Уже в Возрождении не помнили о том, что все это великолепие было когда-то ярко раскрашено в пестрые цвета. Яркость краски определялась ее стоимостью, так как применялись редкие, а потому дорогие пигменты. Несмотря на труды, дошедшие до нас, мы не все знаем об античной архитектуре, потому что все правила не догма и со временем они улучшались, трансформировались и смешивались, как на примере композитного ордера.

Архитектурные стили Средневековья

Стили Средневековья — в эту группу стилей входят романский и готический стили. Средневековые стили отразили в себе эпоху исторических перемен, где былое могущество и роскошь Римской империи сменились распадом на небольшие анклавы, которые были вынуждены постоянно враждовать. Это хорошо видно по сохранившимся строениям, ведь все строения тех лет указывают нам на оборонительный характер. Особенность этих стилей — применение натуральных камней, воинственность и защищенность. Хотя готика весьма изящная и легкая по своему восприятию, в ее основе искусно вырезанный камень, который тяжело реализуем в наше время. В 90-е годы было популярно строить дома в виде крепости, сейчас же при строительстве частного дома все чаще обращаются к менее воинственным стилям.

Романская архитектура

Романская архитектура имеет характерные полукруглые арки с толстыми стенами, выдерживающими давление больших строений. Даже храмы раннего Средневековья были оборонительными сооружениями, которые могли защищать от нападения варваров, соседних феодалов или в анклавных войнах. Поэтому сохранившиеся храмы напоминают крепости с круглыми башнями, небольшими окнами и минимальным украшением. Зданий из камня в эпоху Средневековья строилось мало в связи со слабой экономикой, поэтому строились только значимые здания, а все остальное было из дерева или глины. Со временем, утратив оборонительную функцию, строения романской эпохи перестраивались, и до нас дошло мало примеров настоящей архитектуры Средневековья.

Готическая архитектура

Готическая архитектура — это каменные строения со сложной конструктивной схемой, где нагрузка передается не через толстые стены, а через стрельчатые арки на контрфорсы. Это делает стены тонкими, изящными с возможностью создать большие окна, заполненные цветными витражами. Конструктивная схема готики не описывается в двух словах, но ее истинные ценители хорошо знают о том, как искусно созданы готические храмы, дворцы и замки. Тематические стили характерны для гостиниц и ресторанов среди гор или на берегу водоемов. Проект частного дома должен быть с хорошим исполнением кладки или облицовки с искусственно состаренными изделиями. Железобетон поможет сделать такие дома надежными, но ни в коем случае не упускайте детали. Если подойти к вопросу грамотно, то можно даже смешать якобы разрушенную часть замка или дворца с современными вставками. И это не будет смотреться безвкусно в отличие от дословного копирования, если не делать это с точностью реставратора.

Архитектура Возрождения

Возрождение классической архитектуры произошло в 1377-1446 при строительстве кафедрального собора Флоренции (Санта-Мария-дель-Фьоре). Архитектор Филиппо Брунеллески разработал самый большой купол, который имел готическую конструктивную схему, но стилистически обращался к куполам Древнего Рима. Это инженерное чудо, построенное без использования лесов, а только с помощью математического расчета и новаторских инженерных идей, поражает и по сей день. Эпоха Возрождения называется так потому, что экономический и политический уклад дошел до точки, когда от строений помимо утилитарных функций стали требовать и эстетические. Зодчие начали переосмыслять архитектуру Рима, адаптируя ее под задачи, которые ставили перед ними влиятельные заказчики того времени. Леон Баттиста Альберти (1402–1472) оставил после себя не только великолепное Палаццо Ручеллаи и церквь Санта-Мария-Новелла во Флоренции, но и написал книгу «De re Aedificatoria», где сформировал теорию, которую взяли на вооружение в эпоху Возрождения. Возрождение стало отправной точкой для стилей, которые мы сейчас разберем.

Архитектурный стиль барокко

Барокко — это общее культурное течение в архитектуре, скульптуре, живописи и философии, которое порой даже называют эпохой барокко. Точно неизвестно, откуда пошло название барокко. В разных европейских языках оно означало разное: от бранного до грубого, фальшивого, неуклюжего. Нет четкого понимая истоков этого направления в искусстве. Архитектура впитала в себя все новшества того времени, поэтому здания в стиле барокко крайне разнообразные, но их объединяет целостность объемов, криволинейные формы, а также размах и масштабность. Истоки стиля идут из Италии с церкви Санта-Сусанна, которая получила характерный ступенчатый фасад с завитками по краям. Тяжеловесный фронтон поддерживают пилястры, а вход выражен колоннами и портиком. В России познакомиться с этим стилем можно на примере работ Растрелли в Санкт Петербурге – Зимний дворец на Дворцовой площади, где теперь расположился Эрмитаж.

Архитектурный стиль классицизм

Классицизм — это культурный феномен переосмысления ценностей в сторону эстетики и красоты. Повлиял на целое поколение, изменив мировоззрение, став идеологией. В архитектуре классицизм — это прежде всего простота, к которой стремились после сложного барокко. Классицизм — это симметрия, точная соразмерность и принцип регулярности. Расцветом стиля стала эпоха абсолютизма во Франции и одним из первых зданий стиля классицизм можно назвать дворец Во-ле-Виконт. В моду вошли купола, простой симметричный план часто в виде креста и колонный портики. В эту эпоху получила расцвет парковая и ландшафтная архитектура, которая воспринималась как единое целое с дворцами и комплексами того времени. Адмиралтейство в Санкт-Петербурге — яркий пример стиля классицизм. Как правило, рассуждая о классике в коттеджном строительстве, имеют в виду именно классицизм.

Архитектурный стиль рококо

Рококо — появился во Франции в период неоклассицизма и воспринимался как вычурный и прихотливый в отличие от широко использовавшихся тогда борочных валют, ракушей и капителями. Завитки рокля с вычурной позолотой не давали целостности. Стиль не получил широкого распространения тогда, редко используется и сейчас. Яркий пример хорошего исполнения можно наблюдать на примере Смольного монастыря, где прослеживаются мотивы стиля в сочетании с барокко. Чаще всего можно встретить этот стиль в интерьерах, нежели на фасадах зданий. В помещениях, оформленных в стиле рококо, есть роспись на стенах и потолках, обильный и замысловатый декор, как правило, позолоченный. Все это придает излишнюю вычурность и перегруженность, что, конечно, остается делом вкуса.

Архитектурный стиль ампир

Ампир — коротко можно описать как стиль “победитель”. Появился во Франции в период правления Наполеона и стал завершением “королевских” стилей. В Россию стиль пришел вместе с Отечественной войной 1812 года. Подаренные императору Александру альбомы с гравюрами и рисунками Фонтеном стал отправной точкой для мастеров в северной столице. Триумфальные арки, стеллы, площади и здания с балюстрадами все это носит в себе помпезность ампира (победы). Арка главного штаба на Дворцовой площади, Сенат и Синод Санкт-Петербурга — примеры интеграции в архитектуру принципов ампира. Позднее стиль вернется в переосмыслении в Сталинскую эпоху при строительстве знаменитых московских высоток, как символ победы в Великой Отечественной войне.

Архитектурный стиль историзм — фасады под старину

Историзм — как следует из названия, это стиль, отсылающий к культурным корням с переосмыслением в соответствии с временем, когда здание было построено. Получил широкое распространение по всей Европе, где каждый регион по своему переосмыслял свои исторические и культурные достижения, что выражалось на фасадах. В Германии это были воинственные замки, но при этом абсолютно бессмысленные с точки зрения военного предназначения. В Британии построили знаменитый Биг Бен. В Испании строили здания с отсылкой к арабским мотивам. В России Вы можете наблюдать пример историзма в здании Государственного исторического музея на Красной площади. Каждая страна искала в себе и своей культуре собственный генетический код и выражала его в фасадах и интерьерах.

Классические стили в разных регионах мира

Региональные течения в стилях — каждый регион уникален как в культурном плане, так и в силу климатических условий, доступности стройматериалов и ресурсов. Поэтому стили домов сильно отличаются декором, его количеством, соотношением фасадов и материалами, что сказывается на восприятии. Проект дома в таком стиле подразумевает соблюдение одного направления и пропорций. Поэтому строго воспринимать стили при строительстве дома не стоит. Но то, что нужно соблюдать правила и соразмерность построения, планов и посадки дома на участок, нет никаких сомнений. Такие ошибки повсеместны и приводят к ужасному внешнему виду, на который были потрачены большие деньги. А необходимо было при тех же затратах просто подойти рационально с заранее продуманным проектом.

Архитектурный стиль модерн

Модерн (арт-нуво) — яркий стиль, который быстро ушел, но оставил большой отпечаток, который виден во всех южных городах, расцветавших в конце 19-го — начале 20-го века, например, Ялта — это жемчужина стиля модерн. Новочеркасск полон шедевров, есть памятники архитектуры стиля модерн в Кисловодске, Владикавказе, Краснодаре и Ростове-на-Дону. В отличие от классики модерн не требует соблюдения всех правил и законов классики — симметрии и строгих пропорций, характерен асимметричными фасадами и вольными планировками, а главное воздушными рисунками и необычными по форме проемами, пестрой отделкой и обильным декором в виде растений и животных. На лицевой стороне часто можно встретить цветную плитку с рисунком, называемую майоликой, овальные и круглые окна, необычные крыши, причудливую ковку. Так как сейчас нечасто обращаются к модерну, Ваш дом может быть уникален и узнаваем, а его визуальное отображение имеет большой диапазон для самореализации.

Окончание классических стилей

Первая мировая война — архитектура модернизма. Закончить наш рассказ о стилях стоит с отсылкой на другую статью, где мы рассказали про современные стили, которые появились после Первой мировой войны. Разрушенная Европа переживала не только экономический кризис, но и кризис идей. Восстанавливать прежнюю жизнь не хотели и решили создать новый мир с новыми идеями и образом жизни. Это привело к появлению модернизма, о котором у нас есть отдельная статья. Так по сути была поставлена точка на эпохе Возрождения, в которой мы живем и по сей день. Удивительно то, что новые идеи не прижились полностью до сих пор, и интерес к классическим стилям это доказывает.

Как добиться красивого классического фасада при строительстве своего дома?

Архитектурные стили Возражения или классические стили никогда не устареют. Они имеют ряд сложностей как в исполнении, так и в проектировании, так как сильно ограничивают формообразование и планировку. Ведь если не соблюсти соотношение, симметрию и масштабность каннелюры, можно получить обратный эффект, вместо солидного дома и участка будет дешевая фальшивка. И как всегда дьявол кроется в деталях — именно их материал и исполнение часто подводят в классике, так как многие материалы в отличие от натуральных со временем теряет свою привлекательность, а чтобы добиться красивого состаривания, нужна отделка из резного камня или кирпича. Есть и другой путь постоянного поддержания в чистоте и порядке, но и тут могут быть проблемы, особенно если район, где Вы строите, пыльный. Тогда помимо состаривания краски и штукатурки добавится фактор скопления пыли на декоре и последующем его размытии дождями, казалось бы мелочь, но сильно портит восприятие.

0 Комментариев

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *